Разработка технологии получения нового топлива — процесс наукоемкий. Проведение необходимых экспериментов на нефтеперерабатывающих предприятиях, которые являются крупнотоннажными объектами, невозможно. Математические модели являются надежным инструментом для расчета процесса химической переработки сырья без экспериментальных исследований на реальных установках. Они позволяют предварительно просчитать варианты эксплуатации объекта, выбрать оптимальный и уже потом апробировать на практике.
Получение нового вида топлива включает комплекс процессов по переработке сырья. Разработать модель нужно для каждого из них с учетом использования разных технологий, оборудования, катализаторов и условий эксплуатации. В основу модели ложатся данные лабораторных экспериментальных исследований, позволяющие установить закономерности процесса.«Проект Томского политеха — часть глобальной работы по созданию импортозамещающей моделирующей системы в сфере нефтепереработки. На основе математических моделей мы создадим программное обеспечение, без которого не обойтись современным нефтеперерабатывающим предприятиям, эксплуатирующим различные технологии получения топлива. Сегодня используются в основном зарубежные пакеты прикладных программ. Мы разрабатываем базу для создания их российского аналога»,
Проект томских ученых ведется с 2019 года при поддержке Российского научного фонда. В этом году научная группа получила грант на продолжение исследования.
«На первом этапе проекта были разработаны математические модели двух основных методов глубокой переработки нефти — технологии каталитического крекинга и алкилирования. В рамках продолжения исследования мы займемся доработкой моделей с учетом новых важных факторов. Это, например, содержание серы, которая влияет на экологичность конечного продукта, а также выполним моделирование других процессов получения топлива»,
Усовершенствованные модели помогут оптимизировать процесс производства бензинов и дизельного топлива. В частности, позволят более рационально использовать ресурсы сырья и катализаторов на нефтеперерабатывающих заводах, что в конечном итоге положительно скажется на себестоимости топлива.