«Отталкиваясь от полученных вопросов и исходя из анализа текущей ситуации, мы объединили все наши направления в три крупных блока: «Традиционная энергетика», «Перспективная энергетика» и «Водородная энергетика». И мы постарались сконцентрировать те направления, которые, на наш взгляд, отвечают на стоящие сейчас перед всеми нами вызовы», — рассказал руководитель стратегической ставки «Энергия будущего», заместитель директора по развитию Инженерной школы энергетики Владимир Губин.
В блоке «Традиционная энергетика» это сопровождение, в том числе цифровое, бизнес-цепочки добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, неразрушающий контроль на основе проникающего излучения, экологически чистые топливные технологии замкнутого цикла, повышение ресурсоэффективности угольной генерации. В «Перспективной энергетике» — двухкомпонентная ядерная энергетика с замкнутым ядерным топливным циклом, завершающие стадии ядерного топливного цикла, комплексная переработка производственных отходов, геотермальные технологии энергоснабжения. В «Водородной энергетике» — выделение, очистка, компримирование и хранение водорода, протонообменные мембраны и мембранно-электродные материалы для топливных элементов, выделение, переработка и утилизация CO2.
«По итогам нашей прошлой встречи была поставлена задача приоритизации проектов с учетом планируемых к 2030 году результатов. В итоге мы выделили шесть приоритетных проектов»,
В число приоритетных проектов включены: разработка отечественного ПЭТ/ОФЭКТ/СКТ томографа с повышенным пространственным разрешением, создание адресных молекул для тераностики рака предстательной и молочной желез с использованием радиоактивных изотопов, разработка новых лекарственных препаратов для терапии ишемического инсульта и инфаркта миокарда с использованием молекулярного докинга, разработка аппаратных и программных решений, создание и клинические испытания опытных образцов комплексов интраоперационной лучевой терапии на базе компактных электронных ускорителей для увеличения доли органосохранных операций, разработка и создание мишенного узла ускорителя для наработки короткоживущих позитронизлучающих изотопов для позитрон-эмиссионной томографии, разработка искусственных тканевых эквивалентов, композитных и персонифицированных имплантатов на основе аддитивных технологий и технологий производства изделий из наноразмерной керамики.
«Кроме того, за эти две недели мы подготовили ТЗ на шесть прикладных проектов. Техническое задание мы составили таким образом, чтобы можно было оценить вероятность привлечения к проектам внешних участников. И также поработали над созданием ТЗ на четыре поисковых проекта: разработка АПК для непрерывного мониторинга и предупреждения опасных состояний органов системы кровообращения; разработка имплантируемых и носимых устройств для персональной диагностики на основе гибкой электроники; разработка робот-ассистированных интеллектуальных систем для медицины; разработка технологий активного долголетия для повышения социально экономической активности, вовлеченности в социум, реализации ресурсного потенциала и укрепления экосистемы здоровья людей и пациентов, перенесших онкологические заболевания и заболевания органов кровообращения, как людей с особыми потребностями», — пояснил Мехман Юсубов.
Также участники стратегического офиса ознакомились с предложениями по привлечению индустриальных партнеров к реализации проектов в рамках ставок и заслушали потребности по необходимому финансированию. В итоге научные ставки получили одобрение с учетом небольших организационных корректировок.