Новый метод анализа авиатоплива в малом объеме разработали в ТПУ

Ученые лаборатории тепломассопереноса Томского политехнического университета при поддержке федеральной программы Минобрнауки РФ «Приоритет-2030» разработали комплексные методики тестирования нового авиационного топлива. В отличии от традиционных методов, требующих для анализа не менее 30 литров топлива, для метода политехников достаточно всего 1-2 литра. Это позволяет ускорить и удешевить процесс разработки новых экологичных топлив для российской гражданской авиации.

Российские ученые сейчас активно занимаются разработкой новых, более экологичных видов топлива для авиации. В лабораторных условиях можно получить только небольшие объемы, однако для их тестирования необходимо не менее 30 литров. Практические все методики в России и за рубежом ориентированы на этот объем.

«Кроме физико-химических свойств топлива важными являются эксплуатационные свойства, которые должны соответствовать требованиям программы испытаний. На нашем пилотном стенде для тестирования топлив мы анализируют эти свойства и проводим сравнительные комплексные испытания топлив по характеристикам их горения», — рассказал ТАСС инженер-исследователь лаборатории тепломассопереноса ТПУ Дмитрий Антонов.

Все исследования проводятся на пилотном стенде для тестирования перспективных и традиционных авиационных топлив на малых копиях газотурбинных двигателей гражданской авиации. Для этой установки необходим меньший объем топлива и, соответственно, трудозатраты.

«Важно наработки, которые есть в лабораториях, наглядно показывать для практиков на тестовых объемах. После этого уже можно масштабировать. Наша установка позволяет проводить испытания на разных объемах топлива», — сказал Дмитрий Антонов.

Как отмечают ученые, топливо, которое используется сейчас, отвечает всем требованиям и стандартам. Однако в перспективе нескольких лет будет необходимо переходить на новые более экологичные виды, чтобы снизить углеродный след.