Дмитрий Седнев: Руководитель образовательной программы должен быть человеком, ответственным за качество образовательного процесса

И.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев выступил на интенсиве «Генерация новых моделей инженерного образования и проектирование образовательных программ магистратуры». Он рассказал участникам стратегической сессии — руководителям магистерских программ ТПУ — о новых подходах к образовательному процессу, вызовах и задачах, которые стоят перед университетом.

«Тренд на инженерное образование в России актуализировался, мы понимаем, что сейчас очень большой запрос на инженеров. Нам необходимо большое количество квалифицированных молодых кадров, способных создавать что-то новое, новые продукты, перестраивать экономику страны, решать вопросы импортозамещения, импортонезависимости. Эти технологии нужны здесь и сейчас. Поэтому очевидно, что необходимый тренд внутри образовательных программ — это включение ребят в деятельность, которая поможет им сформировать инженерное мышление, способность складывать суверенные технологии, которые при этом будут еще и обладать экспортным потенциалом», — рассказал и.о. ректора.

Вуз должен оперативно реагировать на изменения. Одним из решений может стать актуализация портфеля образовательных программ ТПУ. Сейчас в ТПУ 171 образовательная программа, 91 — в магистратуре. По словам Дмитрия Седнева, их актуализация направлена на поиск новых моделей подготовки инженеров и возможностей для синергии, позволяющих объединить усилия участников образовательного процесса в тех аспектах, которые традиционно сильны у каждого, эффективного использования асинхронного обучения, удаленного взаимодействия со студентами, развития деятельностного подхода и акцента на практической подготовке.

«Сейчас именно то время, чтобы начать масштабную «пересборку» образовательных программ, чтобы мы четко понимали, что мы можем делать их значительно более качественно. А я убежден, что можем. Ответ может заключаться в модульности программ, привлечении на короткие интенсивы людей как изнутри, так и извне. Специалиста из промышленности сложно привлечь на целый семестр, но в формате интенсива он может поделиться со студентами практическими знаниями. Руководители предприятий тоже в этом заинтересованы, они хотят, чтобы ребята приходили к ним более подготовленными. Наша задача — найти внутри образовательных механизмы, которые нам позволят это время минимизировать время адаптации выпускника, а в идеале — сделать его значение отрицательным, чтобы ребята уже на последнем курсе бакалавриата или в магистратуре решали реальные задачи от индустрии», 

— подчеркнул он.
Дмитрий Седнев выделил задачи руководителя образовательной программы. Во-первых, предложить образовательный продукт, потенциал которого не вызовет сомнений у стейкхолдеров. Во-вторых, принять ответственность за содержание и качество учебного процесса. В-третьих, формулировать запрос на ресурсы и научиться ими распоряжаться. В-четвертых, обучаться в процессе деятельности и пользоваться возможностями как внутри университета, так и за его пределами.

«Роль руководителя образовательной программы должна быть существенно укреплена. Он должен отвечать за качество образовательного процесса, «присвоить» программу себе как проект и продукт, который он продвигает и развивает. Каждый «кирпичик» в продукте должен быть верифицирован, с точки зрения его прочности, надежности и качества. Как у человека, который строит дом и заинтересован в том, чтобы ни один элемент конструкции не подвел. Программа, как любой продукт, должна обладать репутацией. Заслужить ее сложно, а испортить можно из-за одного-двух неудачных курсов», — подытожил и.о. ректора ТПУ.

Он предложил руководителям образовательных программ активнее включаться в эту работу и вместе с управлением по образовательной деятельности обсуждать все возникающие вопросы.
Справка

Интенсивы проводятся в рамках стратегической ставки ТПУ «Новое инженерное образование» программы Минобрнауки РФ «Приоритет 2030».